На страницу премии

Барышникова Елизавета Дмитриевна

Хочу в ТОП-89

Год участия: 2024

26 лет

с.Яр-Сале

Моя история

Фокус деятельности и достижения

До 2022-2023 я была военным кинологом в Министерстве обороны РФ. Да-да, я была тем человеком, который командует собаками, а не наоборот. У нас был такой синхрон, что иногда казалось, будто мои четвероногие коллеги могли бы преподавать биологию не хуже меня. Но жизнь — штука непредсказуемая, и однажды я столкнулась с программой "Учитель для России". Представьте себе: берут специалистов из самых разных сфер, переучивают их и отправляют в отдаленные села и города, где у детей нет такого же равенства образовательных возможностей, как в городах-миллионерах. Это как если бы тебя взяли из цирка и отправили в балет — интересно, но страшно.

Пройдя 5 этапов отбора, я выбрала Ямал. И вот так я оказалась в самой большой школе-интернате в России — Ямальской школе-интернате имени Василия Давыдова. Здесь обучается более 1700 детей, половина из которых — коренные малочисленные народы Севера. Я всегда думала, что север — это просто холодно. Оказалось, это ещё и невероятно интересно.

За последние годы я смогла достичь немалых успехов. Прошлой осенью я выиграла муниципальный этап конкурса педагогического мастерства «Педагогический дебют». На Всероссийском этапе в этом году я получила звание лауреата. Летом мне удалось съездить на волонтерскую миссию на Полярный Урал в парк «Ингилор», где мы помогали овцебыкам чувствовать себя безопаснее. Нет, мы не рассказывали им сказки на ночь, но физически помогали им адаптироваться к окружающей среде.

Завершением лета стала поездка на «Дух Заполярья», где мы с другими волонтерами работали над экологическими проектами. Это было что-то вроде летнего лагеря для взрослых, только вместо костров и песен под гитару — обсуждения экологии и стратегии спасения планеты. Завершением календарного года стала чудесная победа — Премия Главы Ямальского района в сфере образования и воспитания «За молодость и профессионализм». Я не ожидала такого поворота событий, но, видимо, мои усилия были замечены.

Уже весной этого года я стала самым молодым заместителем директора по воспитательной работе и выиграла грант Ямальских Молодежных Инициатив. Мой проект «Сияние» направлен на появление чувства сопричастности, «Я дома», у ребят, проживающих в интернате. Дистанция между ними и окружающим миром приводит к неудовлетворению базовых потребностей личности: в признании, принадлежности и самовыражении легальным путем. Этот разрыв создает эмоциональное и психологическое напряжение, которое осложняет процесс социализации и интеграции в общество. Только после удовлетворения этих базовых потребностей можно говорить о возможности начать рассматривать академическую успешность в школе как цель. Такой проект может стать первым шагом на пути к восстановлению сопричастности и самооценки у этих подростков, а также способствовать формированию у них социальной ответственности и гражданского активизма.

В предыдущем году мне удалось реализовать несколько значимых проектов, направленных на интеграцию детей из интерната в жизнь сельского поселка. И вот, что из этого вышло.

Первым шагом на этом пути стало решение изменить дизайн школьной столовой. Да-да, вы не ослышались! Мы решили, что белые стены и унылые столы – это не наш стиль. Вдохновившись идеей, мы пригласили 15 подростков, которые состояли на учете, принять участие в этом проекте. Это был настоящий вызов – собрать команду из ребят, которые привыкли больше к дисциплинарным мерам, чем к творческому процессу.

Мы провели кураторскую работу, сформировали команду и организовали творческий процесс. Ребята смогли выразить свои идеи и предложить собственные эскизы для дизайна столовой. После проведения закрытого голосования были выбраны наиболее интересные и оригинальные зарисовки, которые символизировали кухню различных народов мира. За неделю под руководством детей они были воплощены на белых стенах новой столовой.

Важно отметить, что каждый участник проекта был горд своим вкладом в создание уникального дизайна, особенно когда его имя было подписано на стенах образовательного учреждения. Представьте себе: дети, которые привыкли к тому, что их имена фигурируют в списках нарушителей дисциплины, теперь видят свои имена на стенах столовой как авторов проекта! Это было как волшебство.

Результаты этого проекта оказались не только эстетически привлекательными, но и социально значимыми. В течение ближайшего месяца после завершения проекта 8 из 15 участников были сняты с учета. Это свидетельствует о позитивном влиянии данной инициативы на самооценку и социальную адаптацию детей из интерната. Этот опыт подтверждает важность продолжения подобных проектов для развития потенциала и интеграции уязвимых групп в общество.

Вторым шагом стало реализация первого на Ямале мероприятия «Ночная смена». В прошлом году оно было проведено впервые, а в этом учебном году, уже месяц назад, оно повторилось. Команда организаторов "Ночной смены" была сформирована с целью создания уникального мероприятия для старшеклассников, направленного на перемешивание каст и развитие авторской позиции учеников.

Мы сделали мероприятие, которое ученики сами наполнят тем, что им нравится. Мы хотели показать, что школьные мероприятия могут быть крутыми и интересными, а не просто «для галочки». Да, мы позвали самых заядлых хулиганов в ночную смену в школу. Зачем? Чтобы показать, что бывает иначе, что школа и учителя могут быть другими.

На входе в школу стояли старшеклассники из числа интернатских детей, все они в классных фиолетовых шапочках, шутят и смеются. На втором этаже — толпа взбудораженных и радостных подростков. Шквала аплодисментов и восторженных криков здесь не было слышно уже давно. И когда они обрушились на зал, наша команда почувствовала каждой клеточкой — «получилось».

Полторы сотни старшеклассников из всех «каст» пришли в субботу вечером в школу, потому что захотели этого сами. У них был выбор и никто их не заставлял. События в школьных кабинетах сменяли друг друга. Был фризлайт, где ребята могли попробовать свои силы в красивых фотографиях на длительной выдержке. В комнате по мотивам «Гарри Поттера» ученики рвали старые сборники ОГЭ и составляли коллаж из обрывков, превращая то, что их пугает, в нечто прекрасное (помните боггартов?). Любителей тусовок ждал Just Dance, где можно танцевать и повторять движения (такое убирает стеснение даже у тех, кто не умеет танцевать), дискотека, гитарный вечер, караоке, кино, короткометражки, приставка и мафия.

Неожиданным ходом была «Комната тишины» для релакса со специальным песком и противоположная ей «Дестрой» со старой посудой и техникой, которую можно было разбить (ох, даже взрослые о таком мечтают временами). Кстати, о взрослых. Администрация школы и наш финансовый партнер в лице Ямальской библиотеки без проблем пошли на контакт, а в субботу вечером для безопасности на дежурство заступили коллеги, не задействованные в организации площадок.


И знаете что? Несмотря на все трудности и вызовы, я чувствую себя на своем месте. Каждый день — это новая возможность сделать мир немного лучше, помочь детям найти свой путь и почувствовать себя частью чего-то большого. Только теперь вместо «сидеть» и «лежать» у меня «учись» и «верь в себя». Но это того стоит!

Почему я достоин быть в топе?

Мне кажется, что молодые люди в сфере образования сильно недооценены. Это не всегда связано с видом деятельности, но часто связано с занятостью педагогов и нехваткой времени на сторонние проекты или хотя бы на себя. Я смогла переехать из большого города (Санкт-Петербург) с помощью программы "Учитель для России", влюбилась в то место, в котором сейчас нахожусь, пусть зачастую было непросто.
Наша школа - самая большая школа-интернат в России и оторванность от внешнего мира имеет свои последствия. Так, у нас один из самых больших процентов подростковых суицидов, наши дети из интернатских классов редко поступают в высшие учебные заведение или средние, часто уезжают в тундру из-за того, что не знают, как им быть дальше. Мне хватает времени на различные проекты, но я долго думала, как я могу быть полезной таким детям, как классный руководитель, раньше - как учитель, теперь - как заместитель директора, какой у них запрос. Оказалось, что все очень просто - быть нужным, быть важным. Моим детям в кайф проводить время рядом с небезразличным человеком, а мой новый грант как раз и направлен на то, чтобы дети смогли почувствовать свою сопричастность с местом, в котором они живут и с людьми рядом, возможно, в таком случае, они будут чувствовать себя менее одинокими. Кроме перечисленных достижений есть и те, что не описать цифрами и не подкрепить документами. В начале года в моем 8 классе 16 из 26 человек стояло на различных видов учета, сейчас таких ребят всего 2 человека. 3 из числа тех, кто стояли на учете стали хорошистами, а общий средний балл класса повысился на 0,7. В моем классе была девочка с суицидальными и самоповреждающими мыслями, а впоследствии и поведением, но с комплексной работой всей социально-психологической службы мы смогли решить ее запрос.
А еще ребята скинулись на мой день рождения, организовали праздник и даже сделали трогательное видео, которые вы можете посмотреть по ссылке.
https://vk.com/wall33257677_5248
Я долго могу рассуждать и рассказывать, но думаю, что оно говорит само за себя.
Часто мы чествуем тех, кто стоит в блесках софитов и все время на виду, но есть и те, кто своей каждодневной работой просто рядом, хоть, зачастую, это и самое сложное.

Что для меня Ямал?

Для меня Ямал – это место, где ты встречаешься сама с собой, такой, какой, возможно, никогда не видела. Представьте себе: вы стоите на краю мира, где ветер так и норовит унести вас в сторону Северного полюса. Здесь, среди бескрайних просторов и вечной мерзлоты, ты начинаешь видеть себя в новом свете. Это как если бы зеркало вдруг показало не только твоё отражение, но и все твои мысли, страхи и мечты.

Ямал – край суровой красоты. Здесь каждый рассвет и закат – это маленькое чудо, которое ты учишься ценить по-настоящему. Когда смотришь на северное сияние, кажется, что сама природа решила устроить для тебя световое шоу. Но не забывай: за этой красотой скрывается испытание для твоей воли и человечности. В таких условиях ты понимаешь, насколько важно быть сильным духом и готовым к трудностям.

Однако Ямал – это не только про испытания. Это место, где ты учишься быть частью коллектива. Желание жить и делать что-то для людей здесь становится не просто благородным порывом, а насущной необходимостью. Один ты тут точно замерзнешь, как бы ни был закален. Здесь каждый человек – это часть большого механизма, где каждый винтик важен.

Забавные истории случаются на каждом шагу. Помню, как однажды мы с коллегами решили организовать пикник на природе. Казалось бы, что может пойти не так? Но когда твой шашлык превращается в ледяную скульптуру быстрее, чем ты успеваешь его поджарить, начинаешь понимать всю прелесть ямальского климата. А ведь это было вчера, 30 мая. Мы смеялись до слёз, пытаясь разжечь костёр в метель, и в итоге согревались не столько горячим чаем, сколько теплом дружеских объятий. Именно здесь я поняла, что настоящая сила – это умение заботиться о других. Когда видишь, как кто-то из твоих товарищей замерзает или теряет надежду, ты не можешь остаться равнодушным.

Ямал учит нас быть настоящими людьми: добрыми, отзывчивыми и готовыми к любым испытаниям. Здесь ты понимаешь, что жизнь – это не только борьба с холодом и ветром, но и радость от простых вещей: от улыбки друга, от тепла костра и от осознания того, что ты не одинок в этом суровом мире.

Так что да, Ямал – это место встречи с самим собой. И пусть иногда кажется, что этот край создан только для самых выносливых и отчаянных, именно здесь ты находишь свою истинную силу и человечность. И понимаешь: жить стоит ради таких моментов.

Моё любимое место на Ямале?

Мое любимое место на Ямале – Полярный Урал, Кардон Морозова, природный парк Ингилор. Это место навсегда останется в моем сердце, ведь именно там, вдали от связи и цивилизации, я обрела нечто большее, чем просто воспоминания. В прошлом году я отправилась туда на волонтерскую миссию. Мы были окружены дикой природой, чистым воздухом и невероятной тишиной. Вместе с другими волонтерами, незнакомыми мне людьми, мы стали частью этой удивительной природы. Мы делились историями, смеялись и работали бок о бок, словно знали друг друга всю жизнь. Иногда мне кажется, что я могу снова услышать шепот ветра в кронах деревьев и увидеть могучих овцебыков, спокойно пасущихся на просторах Ингилора. Это место навсегда останется со мной, напоминая о том, что настоящая красота и смысл жизни скрыты в простых вещах – в природе, дружбе и заботе друг о друге.

Цитата, отражающая моё мировоззрение

Дорога - это не камни и пыль, а лица людей, которых ты встретил. Не карта и трасса, и даже не вес одного рюкзака - это былина, рассказы и слово "любовь на полутораста языка". Пришел с пустыми руками, затерто до дырок былое навье, но неизмеримо деньгами и цифрами незримое, что ты себя приобрел.

Интересные факты обо мне

1

Я хочу прикрепить ссылку на фотографии школы на слете РДДМ в с.Яр-Сале, Летнего лагеря в г.Салехард и выпускного альбома прошлым летом, где я была фотографом, так как это тоже то, чем я горю и увлекаюсь)

https://elizabethbary.wfolio.pro/disk/25-05-2024-rddm-xzztmh
https://elizabethbary.wfolio.pro/disk/04-08-2023-letniy-institut-fv4z4p
https://elizabethbary.wfolio.pro/disk/22-10-2023-kseniya-vladimirovna-lb8t5x